8(747)-501-08-24

ruenkk



ПОДБОР АВТОШИН


«Татнефть» купила единственный шинный завод в Узбекистане – что говорят эксперты

По мнению экспертов, покупка BRZ поможет компании закрепиться на среднеазиатском рынке, но на производстве есть определенные проблемы.

На производстве есть проблемы, но эксперты говорят, что «Татнефть» может вывести купленный компанией шинный завод в Узбекистане на высокий уровень, а также предполагают, что он поможет закрепиться на шинном рынке Средней Азии.

В мае прошлого года «Татнефть» заявила о продаже шинного комплекса Kama Tyres компании АО «Татнефтехиминвест-Холдинг». Тогда в татарстанском нефтегиганте говорили, что в условиях значительных изменений экономической ситуации, в том числе вызванных геополитическими процессами, продажа шинного бизнеса позволит сконцентрироваться на ключевых стратегических проектах.

Примечательно, что вскоре после передачи активов, например, «Нижнекамскшина» попала под санкции. Некоторые эксперты предполагали, что именно этого опасалось руководство нефтегиганта – владеть токсичным активом без особой необходимости. Также отмечалось, что ранее «Татнефть» активно приобретала небольшие нефтесервисные компании, поэтому не исключалось, что средства, полученные от продажи шинного бизнеса, могут быть направлены на дальнейшие M&A в сфере разведки и добычи или нефтепереработки, что вполне согласовывалось с тезисом о концентрации нефтяной компании на основном бизнесе.

Летом стало известно, что из России уходит производитель шин Nokian Tyres в связи со спецоперацией в Украине и ужесточением санкций, что делало нецелесообразным продолжение работы. Позже «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники сообщил, что финская компания ищет покупателей на свой завод в Ленинградской области, а в октябре «Татнефть» объявила о покупке российских активов Nokian. Стало понятно, что шинный бизнес нефтегиганту все же нужен, да еще как, потому что это была не последняя покупка.

В начале декабря «Татнефть» и «Узкимёсаноат» подписали соглашение о купле-продаже 100% доли ООО «Birinchi Rezinotexnika Zavodi» в Узбекистане за 80 млн долларов. У предприятия, как и у Nokian, были свои проблемы. Только если у финской компании возникли трудности на фоне СВО, то у узбекской, как сообщала их пресс-служба в 2020 году, из-за сокращения импорта сырья и материалов в результате ограничений в период коронавирусной пандемии. В 2020-м план освоения производственных мощностей вместо 40% составил 15%. Такие результаты вызвали волну негодования. Масло в огонь подлил депутат Законодательной палаты Узбекистана Алишер Кадыров. Опираясь на данный счетной палаты, он сообщил, что на складе завода находились 100 тысяч нереализованных шин, которые не отвечали требованиям качества.

«По данным Счетной палаты, ангренский шинный завод, построенный за счет 156,4 млн долларов, привлеченных из Эксимбанка, должен был производить 3 млн шин, которые должны были возместить импорт шин для UzAuto Motors. Задействовано всего 15 процентов мощности ангренского шинного завода. На складе хранится 100 тысяч нереализованных шин. Причина прежняя – качество не отвечает требованиям. В свою очередь, за последние два года UzAuto Motors импортировало шины на около 60 млн долларов», – сказал вице-спикер нижней палаты парламента Узбекистана.

Депутат Законодательной палаты Дониёр Ганиев обратился к учредителям завода и общественности с несколькими вопросами.

«Очень жаль, что даже UzAuto Motors в Андижане не приобретает эти шины. В качестве причины они указывают отсутствие у этой продукции сертификата по стандартам компании GM. Неужели, когда разрабатывали этот проект, не подумали о необходимости адаптации к требованиям сертификата внутренних автомобилей на нашем первом рынке? Будут ли приняты меры в отношении инициаторов и разработчиков проекта, или 156 млн долларов просто утекли? Естественно, люди задумываются, почему же проект потерпел неудачу. Неужели нельзя было все правильно распланировать вначале? Или столько средств займа были использованы неправильно? Кто инициатор проекта? Ответят ли ответственные за проект перед законом?» – написал Ганиев в своем Telegram-канале в Telegram.

В ответ на вопросы депутата заместитель председателя Счетной палаты Баходир Туробов сообщил о начале следствия по факту.

«Материалы по поручению администрации переданы в правоохранительные органы. Сейчас ведется следствие. Мы передали все претензии министерствам и ведомствам. Оформили документы и предоставили материалы», – сказал представитель палаты.

7 апреля прошлого года в АО «Узкимёсаноате» прокомментировал данный вопрос: «Действительно, план освоения производственных мощностей в 2020 году вместо 40 процентов составил 15 процентов. Основная причина – сокращение импорта сырья и материалов в результате ограничений в период коронавирусной пандемии. Производство было остановлено, реализация продукции снизилась, что привело к дефициту оборотных средств. Также, было отсрочено подписание договора с китайской компанией Linglong по оказанию технической поддержки для проведения омологации предприятия и продукции на основе требований корпорации General Motors».

Отмечается, что на заводе с 2019 года было произведено 704,1 тысячи автомобильных шин общей стоимостью 266 млрд сумов (1,65 млрд рублей), 16,9 тысячи сельскохозяйственных шин и 72,9 тысячи погонных метров конвейерных лент. В заявлении сообщается, что на предприятии введены требования международных стандартов ISO 9001, IATF 16949, ECE 30, ECE 54, ECE 106, ECE 117, трудоустроены 837 человек, государству выплачен налог в размере 35 млрд сумов (220 млн рублей).

Представитель компании UzAuto Motors сообщил, что в 2019-2020 годах шины производства BRZ вообще не приобретались, и шинная продукция импортировалась из других стран.

В комментарии «Узкимёсаноата» сообщается, что в ноябре 2020 года был заключен 4-летний c Linglong по оказанию технической поддержки при сертификации продукции в соответствии с требованиями корпорации General Motors и осуществлению работ по омологации.

«Этот договор обеспечит поставку шин для автомобилей, производимых АО “UzAuto Motors”, на основе состоящих из 30 частей требований BIQS, установленных корпорацией General Motors США по качеству автомобильных шин и системной деятельности предприятия. Сейчас предприятие завершает работу по выполнению настоящих требований при технической поддержке китайской компании Linglong и с сентября текущего года будет поставлено 60 тысяч автомобильных шин для автомобилей Damas. К 2023 году планируется поставить АО “UzAuto Motors” 1,2 млн автомобильных шин семи видов стоимостью 37,4 млн долларов», – говорилось в сообщении.

Представитель UzAuto Motors, с которым побеседовал Kun.uz, подтвердил, что «такие планы действительно имеются».

Финансист Отабек Бакиров высказал свое мнение о комментарии «Узкимёсаноат», и обратил внимание на то, что завод не разгласил, с каким убытком он завершил 2020 год.

«В длинном и запутанном тексте нет ни одного ответа на основную претензию к заводу, о том, что он является экономически неэффективным. С каким убытком завершил завод 2020 год? В каких целях были использованы миллиарды, предоставленные заводу из внешних долгов, полученных для лечения коронавирусных больных? За счет каких средств погашается внешний долг? Не говорите, что за счет экспорта на 288,6 тысячи долларов, это же смешно. Этих денег не хватит на проценты и различные комиссионные выплаты для долга. Кстати, желаю терпения тем, кто заплатил деньги и месяцами ждет автомобиля Damas: с сентября на эти автомобили будут ставиться заводские шины. Из салона придется сразу ехать на рынок», – отметил Бакиров.

Он напомнил, что несколько лет назад, в интересах ангренского шинного завода, была введена пошлина в размере 10% за каждую импортированную шину, но не менее 3 долларов.

Директор BRZ Гуломжон Ибрагимов в 2004-2010 годах был председателем «Узкимёсаноата». В 2020 году из Антикризисного фонда была предоставлена ссуда в размере 40 млрд сумов (250 млн рублей).

В комментарии «Узкимёсаноата» говорилось о доведении освоения производственной мощности завода до 40%, но не было речи о том, что на складе хранится 100 тысяч нереализованных шин, и насколько они соответствуют требованиям.

В итоге «Татнефти» вместе с заводом достались его кредитные обязательства и долги в размере 153 млн долларов. Их татарстанская нефтяная компания обязалась покрыть, написала пресс-служба «Узкимёсаноата».

Генеральный директор Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора Тамара Сафонова отметила, что стоимость завода в Узбекистане с учетом накопившихся долгов и большого объема продукции на складе, которая так и не нашла своего покупателя - могла быть дисконтирована на рынке.

«Приобретаемый завод в Узбекистане был построен за счет займа в 156,4 млн долларов, отчетность за предыдущие годы демонстрирует убытки, а качество производимых шин не дает возможности реализации их на внутреннем и международном рынке, -  заявила она. - При этом “Татнефть”, безусловно, располагает ценными компетенциями в области шинного бизнеса. Именно они могут вывести предприятие на высокий уровень производительности, использовать ресурсный потенциал компании и имеющегося на заводе оборудования, обеспечить реализацию шинной продукции, используя собственную клиентскую базу и выработанную за годы успешной работы маркетинговую стратегию».

Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман отметил, что, вероятно, сейчас, когда потенциал роста бизнеса внутри России ограничен из-за санкций, и «Татнефть» могла решить активнее развивать проекты в СНГ.

«У “Татнефти” на середину 2022 года был отрицательный чистый долг, что позволяет достаточно свободно покупать небольшие активы, как Первый завод резинотехники, - добавил он. - Вместе с проектом в Казахстане [в конце прошлого года были изготовлены первые шины на заводе в Сарани] данный завод сможет помочь “Татнефти” закрепиться на шинном рынке Средней Азии».

Кауфман считает, что если нефтегиганту удастся полноценно наладить производство и на российских активах, купленных у Nokian, то объем шинного бизнеса «Татнефти» может превысить докризисный уровень.

«При этом отметим, что речь все еще идет о небольшой в масштабах всей компании части выручки, в связи с чем влияния на стоимость акций ожидать не стоит, - заключил он.

МЕНЮ
WhatsApp
ПОЗВОНИТЬ